Пищевая цепь мышь полевка - Зоо журнал
Zoomservice.ru

Зоо журнал
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пищевая цепь мышь полевка

Практическая работа по теме «Цепи питания.Составление пищевых цепей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Практическая работа по теме « Составление пищевых цепей»

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. .

В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. .

Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Фитоценозом определяется ………… структура.

Закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи – это ……

Общая суммарная продукция фотосинтеза – это ……. ………

Средообразующие виды называются ………..

Задание 2. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Задание 3. Прочитайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками. Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. Назовите способ питания растений и животных.

… Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

Задание 4. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, сколько трофических уровней содержит данная цепь питания. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Задание 5. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

Злаки – кузнечики – насекомоядные птицы – змеи – ежи.

Корневые выделения зеленых растений – бактерии – мелкие животные — крот

Практическая работа по теме « Составление пищевых цепей»

Задание 1. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.

Задание 2. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Сок розового куста – тля – паук – насекомоядная птица – хищная птица

Б. Хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед

В. Листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

Задание 3 . Укажите, какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, редуцентам, консументам: норка, пшеница, гнилостные бактерии, кокосовая пальма, антилопа, черепаха, белый медведь, божья коровка, карликовая березка, василек синий.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новой форме, называют …..

Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ……

Виды, играющие ведущую роль в организации структуры и функционирования экосистемы, называются .

Наземная экосистема, которая связана с участком однородной растительности – это…

Какая экологическая пирамида не может быть обращена кверху основанием ……

Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе, называется ……

Основная роль редуцентов в экосистемах это ….

Установите правильную последовательность пищевой цепи:

А. Мышь, еж, семена ели, лисица

Б. Ястреб, гусеница, крапива, дрозд

В. Карась, водоросль, чайка окунь

Практическая работа по теме « Составление пищевых цепей»

Задание 1. Разрешите проблему, которую сформулировал еще Ч.Дарвин: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?». Шуточное стихотворение, показывающее взаимосвязь.

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, —

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Читать еще:  Реферат летучие мыши

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

Задание 2. Из перечисленных организмов выберите продуцентов, консументов, редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, капуста, кактус, паразитические черви, гнилостные бактерии, полевки. Что произойдет, если в БЦ вдруг исчезнут редуценты?

Задание 3. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Перегной – дождевой червь – землеройка — горностай

Б. Сосна – жук–лубоед – дятел — сокол

В. Трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

1. В агроценозе пшеничного поля растения пшеницы и сорняков являются:

а) консументами I порядка б) консументами II порядка в) редуцентами г) продуцентами

2. Какое животное может занимать уровень консументов второго порядка?

а) заяц-беляк б) полевая мышь, в) ястреб г) мох

3. Наиболее длинные пищевые цепи формируются в

а) тундре б) широколиственном лесу в) степи г) тропическом лесу

4.В какой последовательности надо расположить звенья пищевой цепи:

а) паук б) яблоня в) тля г) синица д) ястреб

5. К какой группе относятся бактерии гниения, обитающие в почве?

а) продуцентов б) консументов I порядка в) консументов II порядка г) редуцентов

6. Какое животное может занимать уровень консументов первого порядка?

а) тигр б) олень в) лиса г) пантера

7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам; б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;

в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам; г) ни один ответ не верен.

8. Цепи питания какой экосистемы начинаются с отмерших остатков?

а) дна водоема; б) поверхностного слоя воды; в) заливного луга; г) лиственного лиса

9. На каком из трофических уровней доступно больше всего энергии?

А) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-го плорядка; г) консументы 2-го порядка

10. Длина пищевых цепей в БГЦ ограничена:

А) несъедобностью большинства продуцентов;

б) потерей большей части энергии при передаче с одного трофического уровня на другой;

в) питанием травоядных только одним видом растений;

г) более низким видовым разнообразием и биомассой жертв по сравнению с хищниками.

Практическая работа «Составление пищевых цепей».

Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней

1) Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумента второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны

2) Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.

3) Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

4) Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?

Задание 2. Выполните тестовое задание:

1. Паразиты относятся к ….

А) продуцентам Б) консументам В) редуцентам

Г) могут быть представлены в любой из перечисленных групп

2. На каком трофическом уровне располагаются сапротрофные бактерии и грибы?

А) на первом Б) на втором В) на третьем Г) на последнем

3. Определите правильно составленную пищевую цепь.

А) листья растений – тля 0- божья коровка – паук – скворец – ястреб

Б) тля – божья коровка – листья растений – паук – скворец – ястреб

В) ястреб – скворец – паук – божья коровка – тля – листья растений

Г) листья растений – тля – паук – божья коровка – скворец – ястреб

4. Гниющий пень можно назвать ..

А) биоценозом Б) биогеоценозом В) экосистемой Г) биосферой

5. Плотоядные животные являются …..

А) продуцентами Б) консументами 1 порядка В) консументами 2 порядка Г) редуцентами

6. Какая система имеет наибольшую продуктивность?

А) степь Б) хвойный лес В) саванна Г) тропический дождевой лес

7. Какая экологическая пирамида отражает уменьшение численности организмов от продуцентов к консументам?

Читать еще:  Домашние серые крысы

А) пирамида чисел Б) пирамида энергии В) пирамида видов Г) пирамида биомасс

8. Как называется цепь питания, начинающаяся с живых организмов?

А) разложения Б) дедритные В) пастбищные Г) пищевые сети

9. Установите последовательность расположения живых организмов в цепи пиания:

А) голый слизень Б) еж В) степной орел Г) капуста Д) обыкновенная лисица

10. Экосистемой не является:

А) капля воды с микроорганизмами Б) космический корабль В) лунный катер Г) биосфера

Составь схему цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом

Схемы цепи питания, характерные для лугового сообщества:

  • клевер → бабочка → стрекоза → лягушка → уж → ястреб;
  • однолетнее растение лютик → прямокрылое насекомое кузнечик → млекопитающее землеройка → хищная птица канюк;
  • пшеница → полевая мышь → змея → ястреб;
  • пшеница → полевая мышь → гадюка → коршун;
  • жёлудь → полевая мышь → гадюка;
  • растение → бабочка → кузнечик → птица;
  • трава → корова → человек.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем!

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

В моей родной Тюменской области луговое сообщество представлено слабо, и только на самом ее юге. В основном, все тюменские луга — это пастбища с подсеваемой луговой травой, которой питается домашний скот. Но и тут есть небольшой участок лесостепи, где водятся даже редкие представители луговой фауны, которые были завезены к нам из казахских земель.

Узконадкрылки

Эти жуки маленьких размеров с удлиненным телом могут достигать в длину до 2 см. Имеют достаточно длинные усы и голову без шеи. Надкрылья имеют вытянутую форму и прочный хитиновый покров, иногда немного опушенный.

Взрослые жуки живут на цветах и на поверхности почвы, реже встречаются на деревьях. Питаются пыльцой.

Большой тушканчик

Его еще называют земляной заяц, и он попал в нашу область, будучи завезенным из Средней Азии. Его распространению в луговой части лесостепей поспособствовали:

  • Его всеядность.
  • Осторожность (мало контактирует с представителями даже своего рода, за исключением брачного периода).
  • Способность пережить зиму в спячке.

Сам тушканчик очень похож на зайца — такие же длинные уши, но отличается чрезвычайно удлиненным хвостом (больше своего тела), характерным для тушканчиков.

Его задние лапы также удлиненные и скорее приспособлены для прыжков, нежели для бега. Питается он всеми видами корней кормовой травы и насекомыми. Жилище свое строит в виде нор с разветвленными ходами. Однако могут быть и временные норы.

Степной хорь

Еще один иммигрант из Средней Азии. Ночной представитель рода хорьков и ласок куньего семейства. Физиологические данные его следующие:

  • Длина тела — до 56 см.
  • Длина хвоста — до 18 см.
  • Масса тела — до 2 кг.

Растительные корма в питании отсутствуют, это хищник. Охотится на грызунов, наносит существенный вред домашней птице.

Пищевая цепь на лугах Тюменской области

Таким образом, применительно к теме задания, пищевая цепь будет выглядеть следующим образом:

  1. Узконадкрылки.
  2. Большой тушкан.
  3. Степной хорь.

Примечательно, что, хоть хорек и питается тушканчиком, но он для него слишком велик, поэтому хорек оставляет его тушки про запас.

Полевая мышь

Если кто-то из ваших знакомых жалуется на испорченный грызунами урожай, знайте, что чаще всего во всем виновата эта маленькая проказница. Полевая мышь (лат. Apodemus agrarius) любит селиться на зерновых полях, недалеко от сельскохозяйственных посадок, а также на лугах близ водоемов. Иногда ее можно встретить даже в городских садах и парках или поблизости от складских помещений. Все-таки этот сообразительный зверек прекрасно знает, где можно найти что-нибудь съедобное.

Полевую мышь легко узнать по темной полоске, которая начинается на голове, проходит вдоль всего туловища и оканчивается у основания хвоста зверька. Сам хвостик небольшой, его длина занимает не более 70 % от длины тела. При этом взрослые мыши вырастают до 12-13 см. Верхняя часть тела охристо-серая, брюшко светлое.

Встречаются полёвки в центре и на востоке Европы, в южной части Сибири, в Китае, на Тайване, а также в Приморье, Монголии и на Корейском полуострове. Здесь они не только усердно вредят сельскому хозяйству, но и являются важным звеном в пищевой цепочке местных животных. На них охотятся кошачьи, куницы, лисы, совы и другие хищники.

Читать еще:  Дикие белые крысы

Ну а поскольку у полевых мышей так много врагов, природа подарила им невероятную способность к размножению: за год одна самка успевает родить и выкормить 4-5 выводков, при этом в каждом из них рождается не меньше 6-7 мышат. Именно поэтому они считаются одними из самых распространенных грызунов в своей области обитания.

В светлое время суток полевки отдыхают, прячась от хищников. Для этой цели они роют себе норки или используют другие естественные укрытия: кучи листьев, скирды сена, корни кустарников и деревьев и т.д. Их подземные лабиринты имеют сложную структуру и оканчиваются тремя-четырьмя выходами. Когда мышка выходит наружу, она тщательно протаптывает себе дорожку, по которой впоследствии и находит путь обратно. Интересно, что такие «тропки» настолько аккуратны, что совершенно не заметны человеческому глазу.

Питаются полевые мыши семенами, ягодами, зелеными частями растений и насекомыми. На состав их рациона существенно влияет время года. Зимой они не впадают в спячку, а, напротив, становятся более активными. Они стараются зимовать «поближе к кухне»: неподалеку от амбаров, складов, погребов или других человеческих строений, где можно пообедать. Сельские жители слышат их треск на чердаках, в подпольных пространствах, иногда видят их на собственных кухнях. У домашних котов начинается настоящая работа!

Но полевки не отчаиваются. Немного прыти и проворства – и ты уже сыт! Интересно, что время года и погода за окном абсолютно не влияют на их способность к воспроизводству. Дождь ли, снег ли, а у мамаши всегда под боком 6-7 голодных ртов. Мыши, которые остаются зимовать на природе, делают себе запасы провизии, которых должно хватить для выживания всей этой оравы. Если расчеты запасливой мамаши оказались неверными, она уводит все семейство поближе к человеку.

Несмотря на видимую беззащитность и хрупкость, нельзя забывать, что полевые мыши являются переносчиками возбудителей разных болезней: туляремии, клещевого энцефалита, риккетсиоза и многих других. Поэтому такое соседство не столько неприятно, сколько опасно.

Вопрос 13

41. Влияние человека на биогеохимический цикл углерода.

-Человек стремительно уменьшает количество растений на планете, что приводит к перенасыщению атмосферы углекислым газом.

-На промышленных фабриках сжигается чрезмерное количество полезных ископаемых. Это провоцирует дисбаланс химических элементов в биосфере.

-Антропогенная деятельность, по одной из версий, вызывает постепенное глобальное потепление. Парниковые газы задерживают отдачу инфракрасного излучения Землёй в космос, поэтому на планете растёт средняя температура. В числе последствий глобального потепления называется расширение Мирового океана, что приведёт к гибели большего количества представителей биосферы.

42. Особо охраняемые территории: заповед¬ники, национальные парки, памятники природы , заказники. Какие территории относятся к заказникам, заповедникам , в чем их различие.

Вопрос 13

способность к саморегуляции

2. Что называется «сообществом» или биоценозом

b) совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в пределах некоторого естественно ограниченного объема жизненного пространства;

3. Является ли для рыб количество кислорода в воде лимитирующим фактором

4. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются

5. Дайте определение экосистемы.

a) совокупность видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих между собой и со средой обитания,

6. Как переводится дословно с греческого термин – экология

7. Оказывают ли живые организмы влияние на окружающий мир

8. Что не относится к абиотическим факторам

c) численность популяции

9. Взаимоотношение организмов взаимополезное друг для друга, называется

10. Какие организмы относят к автотрофам

a)бактерии, c) зеленые растения,

11. Устойчивость живого организма в окружающей среде это –

a) Способность изменять свои характеристики, в соответствии с изменениями в окружающей среде,

12. Как называется тип взаимоотношения популяций, при котором представитель одного вида поедает другой

13. Совокупность микроорганизмов, осуществляющих окончательное разложение, минерализацию органических веществ

14. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии — химической (хемосинтетики) или световой (фотосинтетики), называются

15. Термин «экология» впервые предложил в 1869 году

16. Что не относится к видам устойчивости живых систем

17. Сформулируйте закон толерантности.

18. Распишите пищевую цепь, в которой принимает участие мышь-полевка

Трава – кузнечик – мышь-полевка — сова

19. Перечислите абиотические факторы наземной среды.

Газовый состав атмосферы

Войздействие солнечного света на живые организмы

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector