Zoomservice.ru

Зоо журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отделы тела паука крестовика

Паук-крестовик

Паук-крестовик относится к типу членистоногие, представитель класса паукообразные. Паук-крестовик свою добычу ловит с помощью паутины. Прядильный аппарат пауков состоит из наружных образований – паутинных бородавок – и из внутренних органов – паутинных желез. Три пары паутинных бородавок расположены у заднего конца брюшка. Каждая такая бородавка пронизана на конце сотней мельчайших отверстий. Из каждого отверстия вытекает капелька клейкой жидкости, которая при движении паука вытягивается в тончайшую ниточку. Эти ниточки сливаются, в одну и быстро густеют на воздухе. В результате образуется тонкая, но крепкая нить. Такая клейкая жидкость выделяется многочисленными паутинными железами, расположенными в задней части брюшка. Протоки их открываются на паутинных бородавках.

Чтобы образовать свою ловчую сеть паук-крестовик сначала прикрепляет нить в нескольких удобных местах, образуя рамку для сети в виде неправильного многоугольника. Затем передвигается к середине верхней нити и, спускаясь оттуда вниз, проводит прочную вертикальную нить. Далее с середины этой нити, как из центра, паук проводит нити во все стороны, наподобие спиц колеса. Это основа всей паутинной сети. Затем паук начинает с центра проводить круговые нити, прикрепляя их к каждой радиальной нити каплей клейкого вещества. Посредине сети, где потом сидит сам паук, круговые нити сухие. Другие нити покрыты капелька­ми очень клейкой жидкости и потому всегда клейки. В этой сетке бывает свыше 100 000 таких капелек-узелков. К ним прилипают крыльями и лапками насекомые, налетающие на сеть. Сам паук либо висит головой вниз в центре паутинной сети, либо прячется в стороне под листком. В этом случае он протягивает к себе из центра паутины прочную сигнальную нить.

Когда в сеть попадает комнатная муха, паук, почувствовав дрожание сигнальной нити, бросается из своей засады. Вонзая коготки с ядом, паук убивает жертву и выделяет в ее тело пищеварительные соки. После этого он опутывает муху или другое насекомое паутиной и на некоторое время оставляет ее.

Под влиянием выделенных пищеварительных соков внутренние органы жертвы паука быстро перевариваются. Спустя некоторое время паук возвращается к жертве и высасывает из нее все питательные вещества. От насекомого в паутине остается только пустой хитиновый покров.

Изготовление ловчей сети – это ряд связанных между собой бессознательных действий. Способность к таким действиям является инстинктивной и передается по наследству. В этом легко убедиться, проследив за поведением молодых паучков. Когда они выйдут из яиц, никто их не учит, как делать ловчую сеть, однако паучки сразу же правильно ткут паутину.

Строение тела паука-крестовика

Паук-крестовик – обыкновенный обитатель наших лесов. Также легко его встретить в своём дворе или даже в доме. Это­го паука, имеющего желтовато-коричневую или почти черную окраску, очень легко распознать по белому крестообразному пятну на спинной стороне тела. Благодаря этой особенности его и называют крестовиком. Окраска его имеет защитное значение, она делает его незаметным в полумраке среди густого кустарника, между стволами деревьев.

Некоторыми признаками строения паук-крестовик напоминает речного рака, но вместе с тем отличается от него рядом особенностей, связанных с иным образом жизни. Класс паукообразные животные изменились под влиянием перехода от водного к наземному образу жизни. Как и у речного рака, тело класса паукообразных (паука-крестовика) состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Но брюшко у него сильно вздутое и не расчленённое. В отличие от ракообразных на голове паука-крестовика нет усиков. Сложных глаз у паука-крестовика, также как и у клеща нет. На верхней стороне головы находятся восемь простых глазков, а на нижней стороне, вокруг рта, две пары челюстей. Пауки – хищные животное. Они питаются преимущественно насекомыми. Передней парой челюстей паук убивает добычу. У основания челюстей находятся ядовитые железы. Когда коготки, которыми оканчиваются челюсти, вонзаются в добычу, яд стекает в ранку и убивает жертву.

Второй парой челюстей паук разгрызает добычу. За челюстями расположены четыре пары длинных ходильных ног. Как и у раков, ноги паука состоят из отдельных члеников. Каждая нога заканчивается зазубренными коготками, поэтому паук может бегать по своей сетке, не запутываясь в ней. Коготки также помогают пауку ткать паутину. В отличие от речного рака, на брошке пауков нет конечностей.

Ядовитость

Паук-крестовик ядовит, но смертельно не опасен для человека. Как правило, крестовики не способны прокусить кожу человека, но если всё же это произошло, то на месте укуса образуется красное пятно и не большое омертвление тканей от действия яда.

Лечение при укусе

На место укуса пауком-крестовиком прикладывать холодные компрессы.

Паук-крестовик

ЦарствоЖивотные
ПодцарствоМногоклеточные
ТипЧленистоногие
КлассПаукообразные
Читать еще:  Домашние пауки виды и описание

Общая характеристика. Внешнее строение

Паука-крестовика можно обнаружить в лесу, парке, на оконных рамах деревенских домов и дач. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити — паутины.

Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка. Брюшко отделено от головогруди узкой перетяжкой. Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди. Тело покрыто лёгким, прочным и довольно эластичным хитиновым покровом.

Паук периодически линяет, сбрасывая хитиновый покров. В это время он растёт. На переднем конце головогруди есть четыре пары глаз, а снизу пара крючкообразных твёрдых челюстей — хелицер. Ими паук хватает свою жертву.

Внутри хелицер имеется канал. По каналу яд из ядовитых желёз, расположенных у их основания, поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца.

На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, — это видоизменённые брюшные ножки.

Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутину нить. Различные части паутинных бородавок выделяют паутину разных типов. Паутинные нити различаются по толщине, прочности, клейкости. Различные типы паутины паук использует для строительства ловчей сети: в её основании более прочные и не липкие нити, а концентрические нити — более тонкие и липкие. Паук использует паутину для укрепления стенок своих убежищ и для изготовления коконов для яиц.

Внутреннее строение

Пищеварительная система

Пищеварительная система паука состоит изо рта, глотки, пищевода, желудка, кишки (передней, средней и задней). В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают её объём и поверхность всасывания.

Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Паук не может питаться твёрдой пищей. Поймав добычу, (какое-нибудь насекомое), с помощью паутины, он убивает её ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук всасывает его. От жертвы остаётся только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Кровеносная система

Кровеносная система у паука незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка.

От сердца отходят кровеносные сосуды.

У паука полость тела имеет смешанную природу — в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей тела. В теле циркулирует гемолимфа.

Дыхательная система

Органы дыхания у паука — лёгкие и трахеи. Лёгкие, или легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти лёгкие развились из жабр далёких предков пауков, обитавших в воде.

У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

Нервная система

Нервная система паука состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

Выделительная система

Выделительная система представлена двумя длинными трубочками — мальпигиевыми сосудами. Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом, пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Размножение. Развитие

Оплодотворение у пауков внутреннее. Самка паука-крестовика крупнее самца. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах.

Она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой шелковистой паутины. Кокон плетет в различных укромных местах: под корой пней, под камнями. К зиме самка паука-крестовика умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. Весной из них выходятся молодые паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния — происходит расселение пауков.

Класс Паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука — крестовика в связи с поземно — воздушной средой обитания.

Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности.
  • Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
  • Воспитание культуры труда.

Развивающие:

  • Развивать когнитивные процессы учащихся.
  • Развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни».
  • Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

Оборудование

  • Таблица «Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик».
  • Видеофильм «Класс Паукообразные».
  • Таблица «Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак».
  • Мультимедиа. Презентация
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.

План урока

I. Организация урока.

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.

Сообщение содержания урока.

II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Программированный опрос учащихся по теме: «Тип членистоногие. Класс Ракообразные»

Установите соответствие определений и терминов.

Читать еще:  Опасен ли укус паука для человека

I вариант

  1. Органы выделения рака речного
  2. Место обитания рака речного.
  3. Органы чувств речного рака.
  4. Отделы тела ракообразных.
  5. Представители ракообразных.
  6. Пищеварительная система рака.

А -креветка, Б -водоемы,

В — рот, Г — желудок, Д — головогрудь, Е — брюшко,

Ж — зеленые железы, З — усики, И — глаза.

II вариант

  1. Органы защиты речного рака.
  2. Смена наружных покровов речного рака.
  3. Представители ракообразных.
  4. Покровы тела речного рака.
  5. Органы дыхания речного рака.
  6. Органы, расположенные на брюшке речного рака.

А-линька, Б- клешни,

В — мокрица, Г- жабры, Д — хитин, Е — циклоп,

Ж — хвостовой плавник, З — брюшные ножки.

Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).

№ вопроса123456
I вариантЖБЗ, ИД, ЕАВ, Г
II вариантБАВДГЖ, З

III. Изучение нового материала.

Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?

Назовите характерные признаки типа членистоногие.

Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это? (слайд 2).

Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)

На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)

Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине

Тема нашего урока: «Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука — крестовика»

Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).

«Фу! Паук!» -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных ( слайд 4).

Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).

Сообщение целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука — крестовика.

Латинское название пауков «Арахниды» («Arachnida»). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).

Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.

Известен древнегреческий миф об Арахне — дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.

Паук — во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук — крестовик. Почему? (слайд 10)

Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)

Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.

Самостоятельная работа с учебником страница 121.

  • Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
  • Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
  • Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
  • Почему пауков относят к типу членистоногие?
  • Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
  • Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?

Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.

Обобщение учителя (рассказ по таблице «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук — крестовик»)

Особенности строения паука — крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.

Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. «Схема внешнего строения паука крестовика».

Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).

Опираясь на схему сделаем вывод, что:

Пауки — восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.

Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука — крестовика. (слайд 13-14)

II часть изучения нового материала

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Особенности внутреннего строения паука — крестовика по сравнению с речным раком.

Охота и питание паука — крестовика.

Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут — в высокогорьях, пещерах. Почему?

Они могут несколько недель обходиться без пищи.

Существует 2 отличительные черты у пауков:

  1. Они все плетут паутину,
  2. Ядовиты.

Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)

Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)

Читать еще:  Пауки в траве

Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.

Особенности пищеварительной системы паука — крестовика: (слайд 15)

Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.

Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?

Среда обитания пауков

Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)

Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.

Назовите органы дыхания рака.

Кровеносная система пауков (слайд 17)

Какова кровеносная система рака?

Кровеносная система пауков — незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость — гемолимфа.

Органы выделения пауков (слайд 18)

Назовите органы выделения рака.

У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.

Нервная система паука

Какова нервная система рака?

У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.

Репродуктивная система (слайд 19)

У пауков женские половые железы — яичники. Мужские половые железы — семенники.

Самостоятельная работа с учебником.

Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?

Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.

IV. Итог урока

Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.

Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).

V. Д/з

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).

  • параграф 25, страницы 120 — 124,
  • Сообщение (дополнительная литература) — «5»,
  • Задание 2 стр.126 — «4»,
  • Задание 4 стр. 126 — «3».

Литература

  1. Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарёва.- «Вентана — граф», 2005.
  2. Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
  3. Журнал «Биология в школе», №6 Москва «Школа — пресс»,1995.
  4. Книга для учителя «Я иду на урок биологии», Москва, 1999.

Какие особенности строения и поведения паука-крестовика

Во всём мире насчитывается более 40 тысяч видов пауков. Самые распространённые из них — это пауки-крестовики, которые принадлежат к семейству кругопрядов.

Их паутину можно встретить везде: в лесу, саду, под крышей дома или карнизом окна. Давайте ближе познакомимся с этими членистоногими и узнаем, стоит ли их бояться.

Внешние особенности строения

Своё название паучок заслуженно получил благодаря кресту, который он гордо носит на спине. Такой рисунок складывается, как мозаика, из нескольких светлых пятнышек. Множество видов крестовиков отличаются друг от друга расцветкой (обычно это разные оттенки коричневого), но всех их объединяет легко узнаваемый крестик в верхней части спины.

Самцы у «крестоносцев» мелкие, не больше 10–11 мм в длину. Самки вырастают намного крупнее. В зависимости от разновидности, размер их тела может варьироваться от 2,5 до 4 см. Брюшко у самца узкое и маленькое, а у самки — большое и круглое. Тело паучка защищено твёрдым хитиновым покровом, который во время линьки заменяется новым.

8 парных глаз смотрят в разные стороны. Это ровно столько пар глаз, сколько нужно их владельцу, чтобы иметь широкий обзор. Несмотря на это у паучка очень плохое зрение. Он может видеть только очертания предметов и их тень. «Увидеть» полную картину крестовику помогают органы осязания, а именно — педипальпы и волоски на брюшке. У этих волосков разная чувствительность. Реагируя на различные раздражители, волоски предоставляют паучку информацию о том, что происходит вокруг.

К ротовому аппарату относится пара конечностей, которые называются ногочелюстями, или хелицерами. На их концах есть коготки, в которых находятся протоки ядовитых желёз, располагающихся в голове. Хелицеры помогают захватить и убить добычу. Они необходимы также для нападения и защиты от врагов. Вторая пара конечностей, которые немного меньше ходильных ног, — это ногощупальцы, или педипальпы. Они выполняют функцию осязания. Самцы используют педипальпы для спаривания.

На головогруди расположены также 8 ходильных ног, по 4 с каждой стороны. Это самое подходящее количество ног, чтобы быстро передвигаться и плести паучьи сети. На их концах есть по три разных коготка. Гребенчатыми коготками паук плетёт паутину. А с помощью остальных он передвигается по ней.

В нижней части брюшка располагаются дыхательное, анальное и половое отверстия. Сзади можно рассмотреть маленькие бугорочки — 3 пары паутинных бородавок. На их вершине открываются протоки паутинных желёз, находящихся внутри брюшка. Они производят паутину трёх видов: сухую, влажную и гофрированную, которая предназначается для разных целей. Например, из толстых сухих нитей самка плетёт вертикальную сетку, прикрепляя её к разным предметам. Сверху она цепляет липкую нить, на которую должна прилипать добыча.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector